Тел.: +7 (4872) 33-79-06 E-mail: info@smartbear.ru

Глубокой ночью, когда весь город спал и видел десятые сны, возле дома остановилась машина. Казалось бы, ничто не предвещало беды...

Беды, впрочем и не случилось. Машина собрала трёх участников нашей заморской экспедиции и взяла курс на Москву. Вот тут беда уже замаячила на горизонте - таксист компании [вырезано цензурой] явно хотел отвезти нас побыстрее и в то же время норовил заснуть за рулём, так что ближе к аэропорту машина уже перестраивалась из полосы в полосу практически без его участия. Алексеи, сидевшие на заднем сидении, успокаивали себя тем, что их шансы выжить больше, чем у тех, кто сидит впереди, а Дима, сидевший на переднем сидении, периодически порывался подхватить руль и повести машину самостоятельно.

Тем не менее, звезды в ту ночь были к нам благосклонны, и мы таки добрались до аэропорта. Самолёт вылетал в шесть утра, прилетал тоже примерно в шесть утра, а летел целых три часа, так что в итоге мы оказались путешественниками не только в пространстве, но и во времени. Дело это довольно трудное, так что к прибытию вид у нас сделался уже не товарный:

Зато когда мы всё-таки высадились, настроение сразу улучшилось:

В частности, Алексей был рад нас увидеть из-за того, что мы с ним разделились, а аэропорт Хитроу - огромный комплекс, занимающий целых 3 станции метро. К тому же от самого здания до гейтов ходит свой собственный, внутренний подземный поезд с тремя остановками. Короче, не аэропорт, а целый город. Вот, например, один из залов (всего лишь один из многих):

Кстати о приземлении - надо сказать, что русскоязычных граждан в самолёте было мало, поэтому попытки поапплодировать после посадки быстро погасли под холодными взглядами чопорных англичан. Впрочем, мы хлопать и не пытались - знали, что иностранцы эту чисто русскую традицию не разделяют.

И ещё немного о русском языке и англичанах - за всё время нашего пребывания в Лондоне во всех "многоязычных" местах нам ни разу не встретился в списках русский язык. Немецкий, голландский, эльфийский, шумерский, язык этрусков, какой угодно - но только не русский. Видимо, не слишком там жалуют отечественных туристов. При этом русскую речь там услышать вполне себе можно. А ровно один раз нам удалось её даже увидеть:

С вежливостью, впрочем, у англичан полный порядок - "сэрами" за первый же час полёта нас успели назвать больше раз, чем за всю предыдущую жизнь. Выбравшись из аэропорта, мы тут же сели в заранее заказанную машину. Естественно, праворульную:

На ней мы уже двинулись из аэропорта к месту нашего проживания - пригороду под названием Шеппертон. В первые минуты поездки мы ожидаемо пришли в ужас от того, что все кругом ездят по встречке (кстати, через неделю, когда мы вернулись в Россию, у нас было то же самое ощущение). Вскоре выяснилась и ещё одна особенность английского траффика - в пригородах, где машин ездит не очень много, практически отсутствуют светофоры. Вместо них на каждом перекрёстке устроено круговое движение:

Довольно разумно - не приходится ждать на "красном", когда машин нет, и понятно, кто кого пропускает ("помеха справа" у них тоже работает). В плане дорог в Англии вообще оказалось много разумного. Например, в асфальт вставлены светоотражатели, обозначающие край дороги (красные) и разделяющие между собой полосы (белые). Края загородных дорог к тому же ребристые, так что стоит заехать на них одним колесом, и вся машина тут же начинает трястись и гудеть. Вот уж где ехать с нашим спящим водителем было бы намного спокойней. Ну, а с нашим неспящим водителем Димой до гостиницы мы добрались и вовсе без приключений:

На парковке у гостиницы было написано, что всех, кто не успел предъявить специальный купон, тут же эвакуируют оттуда с последующим расстрелом, так что мы тут же рванули к администрации.

Администрация на эти опасения улыбнулась и объяснила, что контракт с эвакуаторами просрочен на два года, а табличка висит просто в роли огородного пугала. Сразу вспомнилась отечественная мода вешать в дисциплинарных целях таблички "Ведётся видеонаблюдение" везде, где попало, вплоть до глухого леса. Оказывается, и эта мода вполне себе западная.

Разместившись, мы тут же отправились на осмотр достопримечательностей. И тут же выяснилось, что большая часть стереотипов - чистая правда (кроме чаепития в 5 часов - его мы не видели ни разу). А вот дождь - пожалуйста:

В первые же минуты осмотра обнаружились непривычные особенности местного градостроительства: очень узкие тротуары. В сочетании с дождём это приводело к тому, что окна первого этажа нашей гостиницы заливало без преувеличения до самой крыши, когда мимо проезжала машина (впрочем, мы успели вовремя увернуться). Придорожные лужи, кстати, оказались с чистой водой - видимо, из-за того, что всё вокруг асфальтировано, а все газоны тщательно огорожены.

Подняв глаза от дороги (кстати, не такой уж и ровной, зато без люков), мы тут же заметили вторую особенность - миниатюрные окна и двери, тонкие одинарные стёкла и отсутствие подоконников. Позднее мы узнали от местных жителей, что самый лютый из виденных ими морозов составил -10 по Цельсию.

При этом местная растительность от привычной особо не отличается. Попадаются и берёзы (на одной клумбе с пальмами), и яблоки (почему-то похожие на облепиху):

Автомобили отличаются от привычных куда сильнее. Внедорожников практически нет (оно и понятно при цене на бензин в 72 рубля за литр), зато полно дорогих седанов - мерседесов, БМВ, ауди и прочих "немцев". Иногда попадаются и бентли. Впрочем, есть и другие машины:

Вне зависимости от марки автомобиля, водят британцы очень культурно - ни разу не видели ни привычных "подрезаний", ни обгонов по встречке (впрочем, нет, они ведь все ездят по встречке!), ни прочих привычных глазу нарушений ПДД. Зато общественный транспорт от нашего не отличается - та же давка и духота. Ну, разве только этажностью:

Кстати, в автобус мы попали не просто так - кассир-пакистанец, у которого мы пытались купить билет на метро, почему-то решил, что трястись полтора часа в автобусе намного удобнее и сказал что-то в том духе, что с этой станции мы куда надо не попадём (как выяснилось позже, наврал, [вырезано цензурой]!) и отправил нас приобщаться к народу. Вот они, тяготы языкового барьера.

Вообще пакистанцев, индусов и прочих жителей бывших колоний в Лондоне больше, чем британцев (последних в толпе легко отличить по характерным несколько вытянутым лицам, наводящим на мысли о дерби и породистых скакунах). Впрочем, живут выходцы из колоний неплохо. Вечером, например, мы заходили в индийский ресторан, оказавшийся самым приличным из посещённых нами лондонских заведений. Правда, позднее из разговора с официантом выяснилось, что хозяева ресторана родом не из Индии, а из Бангладеша, а ещё позже - что Бангалор и Бангладеш - разные вещи, так что кое-кому из нас пришлось краснеть дважды: сперва из-за острых соусов, а потом - из-за пробелов в географии.

И возвращаясь к отличиям - что действительно отличается от привычного, так это метро (оно же "underground", или попросту "tube"). Во-первых, оно по большей части наземное, так что станции напоминают обычные вокзалы, а поезда мало чем отличаются от электричек. Никаких эскалаторов или архитектурных изяществ:

Во-вторых, садясь на поезд ты не знаешь заранее, где окажешься. Поезда, идущие по одной и той же ветке, в какой-то момент могут свернуть, так что приходится слушать, до какой конечной станции идёт поезд:

В первый же день мы добрались до основных достопримечательностей:

Здания лондонского обкома парламента:

Биг Бена:

И гигантского колеса обозрения под названием London Eye (диаметр этого "глаза" - 120 метров, самое высокое "колесо" в Европе):

Кабинки там закрытые, внутри есть лавки, и помещается в одну кабинку десятка полтора человек. Вид с этого "колеса" действительно впечатляет:

Ещё мы успели побывать в лондонском океанариуме. Там под ногами акулы плавают:

А выйдя на улицу с удивлением обнаружили под ногами уже не акул, а великое множество белых пятен от растоптанных жвачек, покрывающих асфальт плотным слоем во всех местах скопления туристов. Вскоре обнаружилась и причина - мусорок там почти нет. Зато кругом висят таблички "No Smoking" - и действительно, никто нигде не курит. За всю неделю попался ровно один курильщик, да и тот вёл себя, как затравленный наркоман - прятался в подворотне и шугался от всех прохожих. Может, оно и не зря - дымок от его сигареты был какой-то подозрительно сладкий...

Ну, а завершился наш вечер походом по пабам:

Будучи гражданами сознательными, мы заранее изучили матчасть и выяснили, какой сорт местного пива достоин внимания. Выбор пал на красный эль "London Pride", отрекомендованный обитателями Интернета как лучший. Подтверждаем, прекрасная штука:

На следующий день наступили суровые трудовые будни. Мы (с трудом) вспомнили цель нашего визита и отправились на тренинги в офис компании Salesforce.com:

В этом офисе тоже обнаружилось немало интересного. Например, кресло для существ, одарённых хвостом и гребнем на позвоночнике (вот она, европейская политкорректность!):

Кухня, на которой мы тут же почувствовали себя как дома, потому что каждый шкафчик оказался подписан:

И - гвоздь программы - мониторы, показывающие диспозицию имперских войск отзывы о компании в социальных сетях. Прямо как в кино. Говорят, во время всяких важных мероприятий целая бригада специалистов, ориентируясь по этим мониторам, старается отвечать участникам во всех соцсетях сразу в реальном времени. Верится в то, что данные с этих мониторов могут быть как-то полезны, с трудом, но выглядит круто:

Контингент на наших тренингах был достаточно разношёрстный - 3 человека из РФ (угадайте, кто), одна девушка из Ирландии, один товарищ из Бельгии и т.д. Всего нас там было 8 человек, из них только один англичанин по имени Франко, причем именно его разговоров (единственного из всех) мы почти не понимали. Сенсэя нашего звали Фероз Абдул Рехман, и он говорил на английском языке лучше всех. Вот, кстати, и он - уже заметил, что Дима его фотографирует из-под полы и тянется за своим любимым ружьём:

Очень, кстати, многознающий человек. А ещё он был очень рад отвечать на вопросы. Ну, или умело притворялся, что ему это нравится. Нас, как суппортистов, такая радость (или такой прокачанный навык притворства) здорово удивляла.

Нас там вообще много чего удивляло. Вот, например, офис Salesforce.com, он находится на берегу Темзы (она там еще маленькая, ближе к Лондону становится шире):

Так вот, вдоль берега реки проложена пешеходная дорожка. Там даже указатель есть: "Public Footpath". Когда мы туда спустились, Алексей просто не мог поверить в реальность происходящего. Дорожка. Пешеходная, широкая, чистая, без ям, грязи и луж, тянется довольно далеко вдоль реки через деловую часть пригорода. Представляете что-нибудь подобное вдоль Упы? Вот и мы не сумели представить. Иногда боковое зрение даже одолевали галлюцинации - мерещилось, что дорожка упирается в непролазные кусты, в ржавый забор с колючей проволокой или в мешки с мусором. Вот, кстати, и Алексей, толкающий по этому поводу монолог. Он большой любитель пеших прогулок (к концу поездки замучил ими остальных участников экспедиции), так что эта дорожка стала для него самым сильным переживанием второго дня:

А вот второй Алексей - он сначала не очень проникся сутью монолога:

А потом оценил:

Кстати, о разговорах - мы не запаривались по поводу языка и между собой разговаривали по-русски. Местные жители вроде бы не имели ничего против (или, опять же, не подавали виду, потому что были, как Кролик, ооочень воспитанные). Зато они понимали все англоязычные ругательства, которые мы привыкли вставлять в русскую речь, так что пришлось спешно и с трудом отучаться. К концу поездки кое-кто освоил это умение в совершенстве и беззастенчиво матерился по-русски в приличных местах, сохраняя вполне благопристойное выражение лица, приличествующее светской беседе. Остаётся только надеяться, что переучиться обратно в Туле удалось так же быстро.

На протяжении следующих дней мы бродили по Лондону каждый вечер. Жаль только, что ехать туда приходилось целый час - от конечной до конечной станции местной электрички. Электрички эти отличаются от наших в основном тем, что в них: а) лежит бесплатная пресса (чтобы народ в пути не скучал) и б) есть туалеты (правда, предназначены они для людей с ограниченными возможностями, но людей с неограниченными возможностями это не останавливало). Кстати, там вообще очень много всяких приспособлений подобного рода. К концу поездки даже сложилось впечатление, что здоровые работающие белые мужчины среднего возраста есть у них самый дискриминируемый класс населения (говорят, что по данным каких-то там социологов для США и Европы это действительно так).

И ещё из интересных особенностей местного транспорта - более сложной системы покупки билетов мы еще ни разу в жизни не видели. Автомат напоминает пульт управления космическим крейсером:

Причина выяснилась довольно быстро: город разделён на 9 радиальных зон по мере удаления от центра, так что при покупке билета нужно чётко определить зону входа и зону выхода, иначе злой турникет не выпустит вас из поезда. Так и будете кататься туда-сюда, как беспаспортный персонаж из "Приключений итальянцев в России".

Тут внимательный читатель может возразить, что у нас вообще-то была машина. Ну, это объясняется просто: а) парковок в Лондоне мало б) парковки все платные (бесплатно - только во дворе вашего личного особняка) в) они очень платные (примерно 350 рублей за 5 часов, и это ещё в часе езды от центра) г) въезд в центр города тоже платный. Поэтому из машин там, в центре, попадаются в основном только кэбы. Сколько стоит поездка, мы даже не пробовали узнавать (как выяснилось позднее, стоят они от 300 до 4550 рублей): http://www.tfl.gov.uk/gettingaround/taxisandminicabs/taxis/1140.aspx):

Не удивительно, что при таком раскладе парковочные автоматы очень рады новым клиентам:

Кстати, о местных деньгах. Они бывают двух видов - пенни (они же пенсы) и фунты (стерлингов). Первые бывают номиналом в 1, 2, 5, 10, 20 или 50, а последние - в 1 или 2 фунта (вот так-то: 106 рублей одной монеткой). Некоторые участники экспедиции до того вдохновились местной мелочью, что устроили на неё охоту и привезли домой полный комплект стоимостью в несколько тысяч рублей. Забавно, что на монетах разных годов видно, как стареет профиль королевы, а на однофунтовых монетах бывает 12 (!) разных рисунков (возможно, их и того больше, но мы насчитали только 12).

В общем, пришлось нам ездить на вокзал Ватерлоо, находящийся в самом центре города. Вот, кстати, и он:

На протяжении следующих дней мы видели в Лондоне и его окрестностях ещё много загадочного и необычного.

Космонавта, заблудившегося в офисе:

Автомат для игры в Guitar Hero, в который зачем-то надо засовывать 4 руки:

Статую адмирала Нельсона на Трафальгарской площади с нимбом:

Синего петуха, охраняющего Национальную Галерею (в лучших традициях современного искусства, под петухом написано: "Синий петух. Весит 850 кг" - спасибо, кэп, теперь сразу понятно, что хотел сказать автор, и какое отношение этот петух имеет к адмиралам, галерее и Трафальгарской площади):

Афроангличанина в рамочке:

Туристок:

Обнадёживающие надписи в очередях:

Знаменитые телефонные будки:

Бедного Йорика:

Предложение разбивать стекло гигантским надувным мобильником в случае аварии:

Паб, в котором тоже побывал Капитан Очевидность:

И много-много других чудес. Особенно хочется отметить Гайд-парк, в который мы попали в последний день. Он совсем не похож на те парки, к которым мы привыкли. Во-первых, там есть ничем не огороженный пруд, в котором плавают разные виды птиц (как знакомые, так и не очень):

Людей они совершенно не боятся, так что лебедей там вполне можно погладить. А вот обратное, кстати, неверно - гладить лебедя было страшно (клюв выглядел довольно внушительно):

Ещё там есть очень плодовитые каштаны:

И очень много белок. Куди ни повернись - обязательно попадут в кадр:

Зато лавочки почти отсутствуют. Весь парк - огромные зелёные поля, деревья, дорожки и водоёмы:

При этом есть отдельные песчаные дорожки для кавалерии:

И даже отдельный переход для них же. Чтобы призвать зелёный свет, нужно нажать на специальную кнопку, находящуюся метрах в трёх над землёй. Дядя Стёпа одобряет:

Кстати, рядом с Гайд-парком находится и знаменитая резиденция монархов - Букингемский дворец:

Знаменитые стражи в красных мундирах и чёрных шапках надёжно отгорожены от назойливых туристов забором, так что близко к ним не подберёшься:

При ходьбе они смешно размахивают руками, делая при этом маленькие шажки:

А вот их коллегам у стен отечественного Кремля живётся тяжелее - им приходится размахивать не руками, а ногами. Теперь-то мы знаем, почему: не хотят повторяться. У каждой монархии должны быть свои традиции:

Ещё в один из последних дней нам довелось побывать в сельском клубе пригородном торговом центре. Там обнаружился Pizza Hut с двумя любопытными особенностями: а) неограниченным количеством бесплатных салатов б) неограниченным количеством газировки за разумные деньги. Правда, последняя опция доступна только совершеннолетним - видимо, были уже неприятные инциденты.

В том же заведении обнаружился кинотеатр, и мы решили сходить на кино с героями нашей юности - Шварценеггером и Сталлоне.

Надо сказать, что в Лондоне и его окрестностях нам не попадалось привычного буйства рекламных плакатов, щитов и растяжек, но мы не понимали причин, пока не попали в кино.

Вот уж где рекламщикам дали оторваться по полной. Реклама перед фильмом идёт 30 (тридцать) минут. Причём реклама всего - от подгузников до банковских вкладов для лиц нетрадиционной ориентации (которых, кстати, в Лондоне довольно много). А мы-то, помня о пунктуальности, спешили прийти ровно к заявленному времени начала сеанса... Кстати, более прошаренные местные граждане подтянулись на фильм ровно через тридцать минут - и не прогадали. Что ж, тоже своего рода пунктуальность.

Впечатления от фильма тоже достойны отдельного упоминания. Во-первых, понять то, что говорит Сталлоне - отличное испытание для выпускников лингвистических институтов. Во-вторых, забавно было увидеть, как Шварценеггер молится на своём родном языке. В-третьих, в силу языкового барьера, просмотр боевика быстро превратился в увлекательный квест, в результате которого мы вышли из зала с тремя абсолютно разными толкованиями происходившего на экране. Как будто смотрели Тарковского, только с взрывами и пулемётами.

В последний день мы отправились сдавать нашу машину обратно в аэропорт. Стоянка оказалась возле самой взлётно-посадочной полосы:

Пока Дима пытался объяснить по-английски тётеньке из компании Hertz, почему у нас погнут диск, Алексей (который с бородой) сказал другому Алексею (который без бороды), что тётенька вкусно пахнет (имея в виду духи). В результате тётенька заулыбалась и на чистейшем русском сказала: "ладно, езжайте!". Вот так сомнительный и неожиданно понятый комплимент помог нам сэкономить пару часов унылого страхового бумагомарания. Позже выяснилось, что аналогичная тётенька в США (там наши коллеги брали машину на прокат в той же компании) тоже говорила по-русски. Граждане, будьте бдительны с компанией Hertz! Особенно тогда, когда вы уже привыкли, что ваш язык никто не понимает.

Напоследок мы немного пофотографировали местный энтерпрайз:

Затарились на всякий случай туалетной бумагой (кстати, дверные ручки в местных туалетах почему-то отсутствуют, есть только в кабинках, где надо тянуть на себя):

И направились обратно в аэропорт. Кстати, гул садящихся и взлетающих самолетов не покидал нас практически ни на минуту на протяжении всей этой недели. Хитроу находится к западу от Лондона, а большая часть самолётов летит из Европы, с востока. В результате они практически круглые сутки кружат над городом на небольшой высоте. Под конец мы даже перестали их замечать.

Обратный полёт, к счастью, прошёл без приключений. Хмурые сотрудники пограничного контроля, пережившие ампутацию приветливости ("добро пожаловать" мы от них не дождались ни на чужом берегу, ни по возвращении в родные пенаты) всем своим видом дали понять, что нам тут не рады. К счастью, формальных причин для недовольства у них не нашлось, так что пришлось им всё же впустить нас обратно на просторы отчизны.

Последним приключением стала дорога из Москвы в Тулу. Куда там полёту на высоте десяти километров! Таксист (уже другой, но тоже компании [вырезано цензурой]) решил принять вызов взлетающего самолёта. Поначалу мы этого не заметили - кое-кто даже попытался поспать, но вскоре был подброшен до потолка и основательно приложился головой о крышу машины. Пару секунд спустя водитель изрёк: "М-да, говорили же пацаны, что надо на знаки смотреть... Лежачего полицейского вот проехали...".

Приложившийся участник экспедиции заметил, что да, мол, в народе бытует неподтверждённое мнение о том, что знаки вешают не только для украшения обочин и посетовал на невозможность пристегнуться (слот для подключения ремня оказался запрятан где-то в недрах машины, подальше от пассажиров). А потом, взглянув на спидометр, принялся лихорадочно вспоминать хоть какую-нибудь молитву: водитель твёрдо вознамерился догнать ускользающий самолёт и прибавил до 180 км/ч. После чего заметил - извиняйте, мол, машина не моя, поэтому дальше не разгоняюсь.

На этом моменте внимательный читатель заметит, что наше повествование подходит к концу, но последний пункт из названия так и остался неосвещённым.

Так вот, было здорово, очень познавательно и интересно, и всё же за все семь дней пребывания за границей ни один из нас так и не увидел среди коренных жительниц Лондона ни единой красивой девушки :)